Мировые тенденции


1. Усиление внимания к вопросам этики и добросовестности

Покупательское поведение более 60% людей [2] формируется с учетом критериев устойчивого развития и этики, и данный показатель ежегодно увеличивается на 10%. Они также готовы платить больше за продукцию от поставщиков, прошедших «этический отбор» (соблюдение этических норм и обязательств), и изготовленную с соблюдением принципов устойчивого развития.
2. Уделение первостепенного внимания безопасности, устойчивости и прозрачности цепочек поставок
Как никогда ранее, пандемия COVID-19 и война в Украине выдвинули на первый план проблему зависимости от глобальных цепочек поставок, и эти факторы также будут оказывать воздействие на экономику на протяжении 2023 года и в последующие годы. В этом году при выборе поставщиков правительство и бизнес уделяют особое внимание следующим критериям: безопасность, надежность и высокие показатели. Цепочки поставок по-прежнему находятся под пристальным вниманием потребителей и инвесторов. Это касается и выбросов, и воздействия на окружающую среду, и трудовых отношений и практики управления. Устойчивость цепочек поставок станет ключевым критерием для принятия инвестиционных решений [3] в течение следующего десятилетия, поскольку инвесторы все чаще ищут доказательства в пользу целостности, циркулярности и соответствия таким рамочным концепциям, как «Принципы Экватора» (англ. Equator Principles) [4] и Цели в области устойчивого развития ООН [5] . Ожидается, что в 2023 году потребность в предоставлении отчетности по выбросам категории Scope 3 возрастет, как и ожидания по их сокращению, что является сложной задачей для многих. К ним относятся выбросы, производимые всеми участниками цепочки поставок в организации. Согласно отчету, составленному по 8000 компаниям за 2021 год [6], объем выбросов в цепочках поставок
был в 11 раз выше, чем коммерческой деятельности. Переход к цепочкам поставок с более низким уровнем выбросов углерода является важнейшим приоритетом в попытке любой организации сократить масштабы своего воздействия на окружающую среду.

3. Человеческие ресурсы: преобразование и адаптация
В ближайшие годы ожидается, что и без того пристальное внимание к вопросам труда и квалификаций будет усиливаться по мере того, как отрасли будут переходить к «безуглеродной экономике» и сталкиваться с постоянно меняющимися климатическими и социальными проблемами. Масштабные структурные изменения в таких отраслях, как горнодобывающая промышленность и энергетика, усугубят проблемы, связанные с рабочей силой и практикой осуществления работ, с которыми организации столкнулись в период пандемии COVID-19.
По мере того, как страны будут набирать темпы по переходу на экологически чистые виды энергии, во многих областях экономики будет возрастать потребность в новых навыках. Поэтому неудивительно, что по мере увеличения числа рабочих мест в рамках инициатив «зеленой экономики» возрастет и нагрузка на компании в деятельности по подбору персонала, особенно в части обеспечения квалифицированными кадрами. Уже сейчас многие компании, занимающиеся возобновляемой энергетикой, сталкиваются с тем, что у претендентов недостаточно опыта или квалификаций [7], необходимых для того, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями. Обучение будет иметь решающее значение для повышения квалификации рабочей силы, особенно учитывая, что, по оценкам, 59% вакантных мест [8] 22 в рамках энергетического перехода в период с 2025 по 2050 год, будут классифицированы как высококвалифицированные профессии.
В то время как в секторе возобновляемых источников энергии наблюдается бум занятости [9] , многие работники и общины, связанные с затухающими отраслями промышленности, такими как ископаемое топливо, подвергнутся воздействию в связи с переходом.
По мере того, как все больше кадровых ресурсов будут выбирать работодателей, соответствующих их ценностям, и даже прибегать к практике «отказа от приема на работу/увольнения в связи с тем, что работодатель не соблюдает ESGпринципы [10] » (англ. climate quitting). Соответственно, у организаций с высокими показателями в области ESG будет преимущество в привлечении и удержании талантливых специалистов.

4. Привлечение коренных народов к участию и расширение их прав и возможностей

Предполагается, что в связи с повышенным вниманием к вопросу вовлечения коренных народов, бизнес будет обеспечивать активное принятие решений в соответствии с принципом свободного, предварительного и осознанного согласия. В условиях изобилия доступного капитала PWC ожидает заметного перехода от принципа «не навреди» к более широкому вовлечению, которое будет включать совместное инвестирование и совместное владение для достижения взаимовыгодных экономических результатов. Все останутся в выигрыше от более широкого вовлечения людей из числа коренных народов и перспектив. Предприятия, которые лидируют в этой области, будут иметь больше возможностей для получения расширенной социальной лицензии и доверия, привлечения и удержания талантливых специалистов, а также смогут воспользоваться новыми коммерческими возможностями и выгодными партнерствами. PWC рекомендует организациям предпринять реальные меры в 2023 году, чтобы улучшить результаты для всех и подготовиться к изменениям в политике, которые могут произойти в ближайшие годы.

5. Динамично развивающаяся политическая и регуляторная среда

В 2023 году правительства быстро реагируют на меняющийся геополитический ландшафт, что позволяет обеспечить энергетическую безопасность стран, стабилизировать и укрепить цепочки поставок и извлечь выгоду из возможностей энергетического перехода. Зарубежные зеленые субсидии могут иметь последствия для локальных проектов Некоторые из этих ответных мер, такие как Закон США о снижении инфляции (англ. Inflation Reduction Act, IRA) [11] , могут вызвать глобальную гонку за «зелеными субсидиями». В рамках IRA будет привлечено 369 млрд долларов США на поддержку местного производства энергии и обрабатывающей промышленности. Это, в свою очередь, создаст площадку для привлечения предприятий, производящих чистую энергию, инвестиций, высококвалифицированных специалистов и материалов. Некоторые страны встревожены тем, как эти меры могут повлиять на их собственные устремления в области экологически чистой энергии. ЕС отреагировал на это принятием плана «Европейский зеленый курс» (англ. Green Deal Industrial Plan) [12] и Закона о важнейших сырьевых материалах (англ. Critical Raw Minerals Act) [13] . Организации, которые смогут конкретизировать свои перспективы, стратегии и планы, а также рассмотрят возможные альтернативы, окажутся в наилучшем положении в случае необходимости быстрой корректировки

В 2023 году мы будем наблюдать рост темпов перехода к стандартизированной ESG-отчетности. Совет по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (англ. International Sustainability Standards, ISSB), продолжает работу над завершением разработки международных стандартов отчетности по устойчивому развитию и климату. Между тем, правительства других стран выпустили консультационные документы по разработке системы раскрытия финансовой информации, связанной с климатом, для компаний и финансовых учреждений [14] , планируя поэтапное введение обязательных требований к отчетности в области устойчивого развития и ESG для крупных компаний с 2024 года. Согласно текущему предложению, компании должны будут собирать, оценивать и представлять ежегодные данные и раскрывать информацию, включая: управление климатическими рисками и их оценка – первоначально в соответствии с Целевой группой по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (англ. Taskforce on Climate-Related Financial Disclosures) [15] , которая в конечном итоге перейдет к новым стандартам отчетности в области устойчивого развития Совета по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (ISSB) [16] Фонда МСФО [16] , которые должны быть выпущены в 2023 году и вступят в силу в 2024 [18] • существенные климатические риски и риски устойчивого развития – оцениваются и раскрываются с использованием, по меньшей мере, принципов финансовой значимости • выбросы парниковых газов категории Scope 1, 2 и 3. PWC полагает, что нормативно-правовая база будет стремительно и динамично развиваться еще какое-то время. Сейчас самое время проявить бдительность к изменениям и повысить внутреннюю готовность к предоставлению ESG-отчетности в соответствии с международными стандартами. Заблаговременная подготовка позволит быстрее и легче перестроиться, когда новые требования вступят в силу.


Тенденции в России

ESG-трансформация в российских компаниях только начинает развиваться, и этот процесс требует формирования мер поддержки со стороны государства, а также развития российской ESG-инфраструктуры: стандартов, сертификатов, критериев и методик. Так, например, Постановление Правительства от 21.09.2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ» оказало положительное влияние на развитие инвестиционной деятельности и привлечение более дешевого финансирования, в том числе в ГЧП-проекты.
По сравнению с мировыми лидерами Россия выглядит отстающей как в объемах, так и в диверсификации рынка устойчивого финансирования. [19] Первый выпуск устойчивых облигаций произошел только в 2018 г., спустя 11 лет после международного старта. На фоне мировых лидеров российский рынок составляет всего 2 млрд долл. (0,2% международного рынка). Российские объемы устойчивого финансирования в 2021 г. составили: «зеленые» облигации – 2,4 млрд долл. (США – 61,4 млрд долл., Германия – 41,3 млрд долл., Франция – 37 млрд долл., КНР – 15,7 млрд долл., Нидерланды – 17 млрд долл.); социальные облигации – 0,4 млрд долл. (Франция – 49,6 млрд долл., США – 10,3 млрд долл., Япония – 8,3 млрд долл., Корея – 7,7 млрд долл., Нидерланды – 4,5 млрд долл.). Объем размещения «зеленых», социальных и адаптационных облигаций в 2021 г. составил 126,5 млрд руб., в основном за счет «зеленых» облигаций Правительства Москвы (70 млрд руб.). В 2022 г. этот показатель снизился на 44,7%. Рынок устойчивых облигаций в России имеет большие перспективы. Он продолжит свой рост и развитие в ближайшие годы, несмотря на геополитическую напряженность. Дальнейшее развитие будет зависеть от позиции государства и возможных регуляторных послаблений для эмитентов ESG. Проведенные исследования [19] показывают, что драйверы для внедрения ESG-принципов в бизнес-модели компаний существенно отличаются. Европейские компании внедряют устойчивое развитие из личных убеждений и давления внешних факторов – экологических и социальных. В Азиатско-Тихоокеанском регионе доминирующими факторами являются спрос со стороны покупателей, бренд и репутация. Для компаний Северной Америки основным катализатором роста выступают вовлеченность сотрудников и бренд, а внешние факторы оказывают минимальной влияние. В России же основным стимулом для внедрения устойчивой модели бизнеса является репутация компании, возможность привлечения капитала с внешних финансовых рынков, операционная эффективность, требования закупщиков и клиентов, управление рисками и ориентация на международные нормы права и развития. Несмотря на экономические санкции и ограничения для российского бизнеса, корпорации, которые выбрали вектор устойчивого развития, продолжат работу в данном направлении, так как осуществляемые ими вложения в ESG-проекты носят долгосрочный характер и влияют на стратегические цели. Данный вид инвестиций отражает общемировой тренд и будет развиваться в дальнейшем. Чаще всего ESG-проекты реализуются в сфере энергетики, переработки отходов, использования водных ресурсов, транспорта, сельского и лесного хозяйства. Отстающими в этой сфере остаются строительство, производство потребительских товаров, коммерческая недвижимость. [19]

1. ESG тренды в 2023 www.pwc.com.au | 2023 Основные направления ESG, за развитием которых необходимо наблюдать в этом году. https://www.pwc.com/kz/en/publications/new_publication_assets/esg-trends-in-2023-ru.pdf

2. Will Consumers Pay More for Sustainable Products? We Asked.
https://powerretail.com.au/will-consumers-pay-more-for-sustainable-products-we-asked/

3. https://www.proximagroup.com/resource/
4. THE EQUATOR PRINCIPLES https://equator-principles.com/
5. https://sdgs.un.org/goals
6. https://cdn.cdp.net/cdp-production/cms/reports/ documents/000/005/554/original/CDP_SC_ Report_2020.pdf?1614160765
7. https://www.cleanenergycouncil.org.au/resources/resources-hub/skilling-the-energy-transition
8. https://energytransitionsinitiative.org/wp-content/ uploads/2023/02/Skilling-Australian-industry-forthe-energy-transition-February-2023-Accenturereport-for-Australian-Industry-ETI-phase-3.pdf

9. https://assets.cleanenergycouncil.org.au/documents/CEC_Skilling-the-EnergyTransition-2022.pdf
10. https://www.bloomberg.com/ news/features/2023-01-05/ how-to-quit-your-job-to-fight-climate-change
11. https://www.iea.org/policies/16156-inflation-reduction-act-of-2022
12. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/ detail/en/ip_23_510
13. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/ detail/en/STATEMENT_22_5523
14. https://treasury.gov.au/sites/default/files/2022-12/ c2022-314397_0.pdf
15. https://www.fsb-tcfd.org/
16. https://www.ifrs.org/news-and-events/ news/2022/03/issb-delivers-proposals-that-createcomprehensive-global-baseline-of-sustainabilitydisclosures/
17. https://www.ifrs.org/about-us/who-we-are/
18. https://www.ifrs.org/news-and-events/ news/2023/02/issb-ramps-up-activities-tosupport-global-implementation-ahead-of-issuinginaugural-standards-end-q2-2023/
19. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ИЗВЕСТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Периодический научный журнал № 3 (141) Часть I САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2023, Овечкина А.И., Петрова Н.П., Присяжная Р.И. ESG-трансформация российских компаний: проблемы и перспективы