Морская доктрина России до 2030 г. и Арктика
Par Nadezhda Tokmashova
Posté le: 22/09/2023 14:44
В новой морской доктрине впервые зоны, предназначенные для защиты национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, были разделены на жизненно важные зоны, важные зоны и другие. Такой подход вытекает из нынешней ситуации политического противостояния с США и странами НАТО, в ходе которой «красные линии» безопасности, определенные Российской Федерацией в конце 2021 года, не соблюдаются этими акторами. Теперь эти «красные линии» проводятся не только на суше, но и на просторах Мирового океана.
Следует отметить, что среди территорий, считающихся жизненно важными для защиты национальных интересов России в Мировом океане, прилегающий к побережью Арктический бассейн, включая воды Северного морского пути, а также исключительная экономическая зона и континентальный шельф. Российской Федерации. Включена также экономическая зона Арктического бассейна, определенная в рекомендациях Комиссии по границам континентального шельфа в соответствии со статьей 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву. Таким образом, практически весь арктический регион обозначен зоной жизненно важных интересов России в Мировом океане.
Среди ключевых вызовов и угроз следует отметить попытки некоторых государств ослабить контроль России над Северным морским путем, увеличить иностранное военно-морское присутствие в Арктике, повысить конфликтный потенциал в регионе. Упоминаются также попытки некоторых государств изменить действующие правовые режимы морских пространств и проливов, используемых для международного судоходства, с целью достижения собственных геополитических целей.
Статья 23 Морской доктрины детализирует основные риски морской деятельности и определяет направления дальнейшего совершенствования морской деятельности Российской Федерации, включая завершение международно-правового разграничения морских пространств в Арктике и борьбу с попытками пересмотра положений Морской доктрины. международное право, регулирующее морскую деятельность в Арктике, Черном море и других регионах.
Таким образом, недавнее обновление российской морской доктрины предусматривает снятие административных барьеров и поддержку национальных экспортеров углеводородов с морских месторождений. Однако для обеспечения освоения минеральных ресурсов Арктики необходимо развивать отечественную науку и технику. Для разработки новых методов и средств разведки, разработки и добычи полезных ископаемых необходима прочная научно-техническая база. Кроме того, важное значение имеет также создание прозрачного инструмента контроля окупаемости инвестиций (ROI) как для операторов недр, так и для поддерживающего их государства.