Актуальная ситуация газового рынка России
Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует рекордное падение объемов поставки за всю историю газового рынка в 2020 г. на 150 млрд. куб.м. Причины – теплая зима в Европе, ограничительные меры, низкий уровень экономической активности, вызванные пандемией Ковид-19. Столкнувшись с этим беспрецедентным шоком, мировой газовый рынок переживают сильную корректировку предложения и торговли. Однако эксперты МЭА ожидают, что спрос на природный газ восстановится в 2021 г., если кризис с Ковид-19 не будет иметь долгосрочные последствия. Россия за пять месяцев 2020 года потеряла на экспорте поставок 23%. "Газпром" смог задействовать на полную мощность только газопровод "Северный поток".
Новость о том, что Турция обнаружила в Черном море крупные запасы природного газа, о чем официально объявил 21 августа 2020 г. президент Турции Тайип Эрдоган, не может радовать Россию. К 2023 году власти Турции рассчитывают начать его поставки на внутренний рынок и далее на экспорт. По словам Эрдогана, объемы месторождения составляют 320 млрд кубометров. При таком раскладе дел, будто бы появляется опасение функционирования в дальнейшем на полной мощности «Турецкого потока», однако, как заявил министр финансов Турции Берат Албайрак, обнаружение Турцией месторождения природного газа в Черном море может помочь сотрудничеству между Анкарой и Москвой. Безусловно, Россия имеет колоссальный опыт в освоении месторождений, в том числе, в морских. Чтобы начать добычу, нужны огромные инвестиции и время, 3 года на полное функционирование месторождения и поставки - амбициозный срок. Особенно сейчас, на фоне низких цен на энергоносители, освоение морского шельфа может оказаться нерентабельным.
Газопровод «Сила Сибири» начал поставки из России в Китай совсем недавно, в конце 2019г. Этими поставками вполне возможно обеспечить газом несколько регионов Китая, считают в Газпроме. Конкурентоспособная формула контракта и небольшое расстояние делают поставки газа одним из взаимовыгодных источников газового импорта. Поставки по газопроводу "Сила Сибири" так же выгодны китайским нефтегазовым компаниям. Уже в первом квартале 2020 года новый газопровод помог нефтегазовой корпорации CNPC выйти на уровень безубыточности на cеверо-востоке и севере Китая, ранее компания фиксировала убытки.
Газопровод «Северный поток-2». США с декабря 2019 года продолжает вводить новые санкции в отношении участников проекта "Северный поток-2", из-за чего строительство газопровода приостановилось. В Вашингтоне заявляли, что готовы ужесточить ограничения. Протест действиям США выразили 24 из 27 стран Евросоюза. Ранее, глава комитета бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст заявил, что Германия допускает введение ответных санкций в адрес США, при сохранении давления на компании, участвующие в реализации трубопровода.
Евросоюз не сможет отказаться от использования природного газа и атомной энергетики в ближайшем будущем, поскольку они необходимы для обеспечения энергобаланса в условиях перехода к альтернативной энергетике. Об этом заявил в начале июля 2020 г. заместитель главы Еврокомиссии Франс Тиммерманс, представляя в Брюсселе стратегию использования в странах ЕС водородного топлива. По его словам, переключение генерирующих мощностей в Европе с угля на газ позволит уже значительно снизить углеродные выбросы. Он также отметил, что ЕС не отказывается от проектов по развитию своей инфраструктуры для транспортировки и хранения природного газа, поскольку в перспективе ЕС намерен адаптировать ее под водородное топливо. Такая конверсия предполагает на 25% дешевле, чем создание новой инфраструктуры.
Еврокомиссия поставила перед собой задачу добиться нулевых углеродных выбросов в своей энергетике к 2050 году, и сейчас, невзирая на экономический шок от пандемии коронавируса, намерена ускоренными темпами продолжать ее реализацию.
Создавшаяся ситуация и геополитика, можно сказать, не сильно благоприятствуют России, но несмотря на это Россия остается одним из крупных лидеров мирового газового рынка, наравне с США и Катаром.