Россия является вторым в мире после США производителем природного газа, добывая, по данным Министерства энергетики РФ, 725 млрд куб. м газа (2018 г. и крупнейшим в мире экспортером природного газа – 245 млрд куб. м (2018 г.). На сегодняшний день Россия отличается высоким, по сравнению с другими государствами, уровнем использования природного газа в энергетике. Доля газа в энергобалансе в России является одной из самых высоких в мире и составляет 52%, в европейской части страны – более 70%. Для сравнения, в США доля газа в производстве электроэнергии составляет - 32%, в Великобритании – 39,7%, в Германии - 9%.
По сравнению с другими газодобывающими странами Россия находится в уникальном положении, поскольку одновременно обеспечивает потребности гигантского внутреннего рынка, а также поставляет огромные объемы газа на экспорт.
Дискуссия о реформировании российского рынка газа ведется с 1990-х гг. Как возврат к монополизму, так и полная либерализация выглядит малоприемлемой для государства, поэтому в последние годы обсуждаются в основном сценарии, связанные с «гибридным рынком», сочетающим элементы непосредственно рыночной экономики с сильным участием государства и сохранением частичного регулирования цен на газ.
Независимые производители газа на протяжении долгого времени добиваются доступа к поставкам трубопроводного газа России. О возможности продаж газа НПГ на экспорт через канал «Газпром экспорта» в мае 2018 г. говорил президент России Владимир Путин на встрече с главой французской компании Total Патриком Пуянне.
На сегодняшний день существуют разные, зачастую полярные точки зрения, относительно потенциальной реформы российского рынка газа. Цели у различных игроков газового рынка в таких вопросах, как государственное регулирование оптовых цен, налогообложение, доступ к поставкам трубопроводного газа на экспорт тоже принципиально разные. При этом существующая ситуация на внутреннем рынке, несмотря на всю устоявшуюся систему сдержек и противовесов, не отвечает ни интересам «Газпрома», ни независимых производителей газа, ни потребителей, ни в значительной степени и государства.
Однако государство сегодня отказывается от радикальных шагов в проведении реформы. В таких условиях разработка компромиссного варианта реформы, который бы при сохранении баланса интересов между причастной стороной, приводил бы к достижению максимального эффекта для экономики России, представляется наилучшим вариантом.
Как полагает Татьяна Митрова, директор Центра энергетики Московской школы управления Сколково: «Ключевой задачей реформирования внутреннего рынка газа России должно стать правильное целеполагание. Задачей реформы не могут стать такие шаги, как разделение «Газпрома» по видам деятельности, снижение или, напротив, повышение цен для потребителей, отказ от субсидий, допуск НПГ к экспорту трубопроводного газа или немедленный переход на биржевое ценообразование – это ее отдельные компоненты. Подход может быть только комплексным и стратегическим, а главную роль в его реализации должно играть только государство. Целью реформы газового рынка России может стать повышение энергетической эффективности газовой отрасли, развитие инновационных производств, рост инвестиций в газодобычу и модернизацию ГТС»
Учитывая большое количество неопределенностей, сложно дать точный прогноз влияния либерализации экспорта трубопроводного газа на доходы российского бюджета. По оценкам ЦСР, полная либерализация экспорта газа из России могла бы привести к снижению экспортных цен примерно на 10%, что при сохранении текущих объемов экспорта негативно бы отразилось на доходах бюджета.