Международное энергетическое агентство
Краткий обзор в сфере мировой энергетики
Как меняется мир энергетики?
В Сценарии новых стратегий прирост в 1,7 миллиарда населения на четверть повысит мировой спрос на энергоресурсы к 2040 году.
Глубокий сдвиг энергопотребления в сторону Азии присутствует для всех видов топлива и технологий, а также для инвестиций в энергетику.
Сланцевая революция продолжает сотрясать поставки нефти и природного газа, давая возможность Соединенным Штатам — крупнейшему в мире производителю нефти и природного газа — оторваться от остальной группы.
В мире энергетики возникают новые связи из-за изменений спроса, предложения и тенденций развития технологий.
Взаимодействие более дешевых технологий возобновляемой энергетики, цифровых приложений и растущей роли электроэнергии задает вектор ключевых изменений, который имеет важнейшее значение для достижения многих мировых целей устойчивого развития.
Электроэнергия
Электроэнергетика переживает наиболее глубокие преобразования с момента ее создания более века назад. Электричество становится все более предпочтительным в качестве «топлива» для стран, полагающихся преимущественно на отрасли легкой промышленности, услуги и цифровые технологии. Его доля в общемировом конечном потреблении приближается к 20% и обещает дальнейший рост.
Солнечная энергетика, за счет возрастающей конкурентоспособности, обходит по установленной мощности ветровую энергетику до 2025 года, гидроэлектроэнергетику — около 2030 года и тепловую энергетику на угольном топливе — до 2040 года.
Доля атомной генерации — второго по величине источника низкоуглеродного электричества после гидроэнергетики на сегодня — остается на уровне 10%, однако география ее меняется поскольку генерация в Китае опережает Соединенные Штаты и Европейский Союз до 2030 года.
Ископаемые виды топлива, рост электричества, возобновляемых источников и повышения энергоэффективности
В Сценарии новых стратегий растущий поток электричества, возобновляемых источников и повышение энергоэффективности сдерживает рост потребления угля.
Использование нефти для легковых автомобилей проходит пик в середине 2020-х годов, однако нефтехимия, грузовики, самолеты и корабли все-таки удерживают тенденцию роста общего спроса на нефть.
Природный газ в 2030 году опережает уголь и становится вторым по величине видом топлива в мировом энергетическом балансе. Россия остается крупнейшим в мире экспортером природного газа, открывая новые маршруты на рынки Азии
Где мы находимся в отношении выбросов и доступности?
Сценарий новых стратегий показывает, что выбросы CO2, связанные с энергетикой, имеют тенденцию медленного роста до 2040 года — траектория, которая существенно расходится в соответствии с научными знаниями для решения проблемы изменения климата. Страны нацелены на выполнение национальных обязательств, взятых в рамках Парижского соглашения. Однако этого недостаточно, чтобы быстро пройти пик глобальных выбросов. Прогнозируемая тенденция выбросов представляет собой крупный коллективный провал в решении экологических проблем использования энергии.
В 2017 году число людей, не имеющих доступа к электроэнергии, впервые упало ниже 1 миллиарда, однако тенденции, касающиеся доступа к энергии, также далеки от глобальных целей.
Могут ли нефть и природный газ улучшить свои экологические показатели?
Природный газ и нефть в 2040 году продолжат обеспечивать основную часть глобального спроса на энергию. Не все источники нефти и природного газа одинаковы по своему экологическому воздействию. В сумме на долю добычи, переработки и транспортировки нефти и природного газа потребителям приходится около 15% выбросов парниковых газов, включая CO2 и метан.
Многие ведущие страны берут на себя обязательства в области сокращения объема выбросов, которые при масштабном принятии и реализации мер окажут существенное влияние на объем выбросов. Сокращение выбросов метана и отказ от сжигания в факелах — два наиболее экономически эффективных подхода. Япония пристально изучает возможность расширения использование водорода с нулевыми выбросами в энергетической системе.
Наименее затратные преобразования в энергетике требуют ускорения инвестиций в более чистые, интеллектуальные и эффективные энергетические технологии. Но ответственные лица также должны обеспечить, чтобы все ключевые элементы энергоснабжения, включая электросети, оставались надежными и прочными. Сбои поставок традиционного топлива и инвестиционные риски в отношении углеводородов не проявляют никаких признаков ослабления и действительно могут усилиться по мере продвижения преобразований в энергетике. Изменения, которые происходят в электроэнергетике, требуют постоянного внимания, чтобы обеспечить здоровую структуру рынка, даже при декарбонизации электроэнергетических систем.