Конституция Российской Федерации в отличие от конституций некоторых стран (например, Конституции королевства Бутан, Конституция Ирака, Конституция Кении) не упоминает биологическое разнообразие, несмотря на то что его сохранение является одной из главных задач, стоящих перед современными государствами. Тем не менее, Указом РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 “О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года” расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы особо охраняемых природных территорий, отнесено к приоритетным направлениям решения основных задач в области обеспечения экологической безопасности РФ.
В правовой системе России отношения в области сохранения биологического разнообразия регулируются преимущественно экологическим законодательством, которое закрепляет природоохранные требования к любой осуществляемой в пределах территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ее компоненты), а также определяются основные способы государственного регулирования такого воздействия (природоохранное нормирование, экологическая оценка (экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду), плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологическое страхование, государственный экологический мониторинг, государственный экологический надзор, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды и др.).
Важнейшую роль в обеспечении сохранения биологического разнообразия страны призван играть Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), являющийся головным законом экологического законодательства России, устанавливающий ряд принципиально важных положений с точки зрения исследуемых проблем.
Ст. 4 Закона об охране окружающей приводит закрытый перечень объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, среди них названы: леса и иная растительность, животные, другие организмы и их генетический фонд.
Несмотря на то, что биологическое разнообразие не названо среди объектов охраны окружающей среды, ст. 3 Закона об охране окружающей среды сформулировала принцип «сохранения биологического разнообразия». Данный принцип является базовым для многих видов хозяйственной и иной деятельности, в частности, при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды с соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Основываясь на данном положении Закона об охране окружающей среды, ряд федеральных законов и подзаконных актов Российской Федерации предусматривают механизм реализации принципа сохранения биологического разнообразия. Так, например, важнейшее значение в реализации данного принципа играет Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» ; ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» говорит о необходимости обеспечения сохранения биологического разнообразия при создании особо охраняемых природных территорий; ст. 1 Лесного кодекса провозглашает, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» называет среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия и т.д.
Необходимо отметить, что традиционно считается, что экологическое право России подразделяется на две большие составляющие. Прежде всего, это природоохранное право, которое составляют нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Второй составляющей является природоресурсное право, регулирующие общественные отношения в области использования и охраны земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа, т.е. отдельных компонентов окружающей среды.
Таким образом, можно подытожить, что российское экологическое право не рассматривает биологическое разнообразие в качестве объекта охраны окружающей среды, хотя сохранение биологического разнообразия выступает в качестве одного из основных принципов. а его реализация осуществляется отдельно для каждого компонента биологического разнообразия. При этом нормы права объединены в законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира (так называемое фаунистическое право), лесное право т.д.